8-800-775-17-07
Россия
(4852) 593-500
Ярославль

Мы научим Вас правильно выбирать школьную мебель


15.02.2017

Проблема выбора школьной мебели сегодня актуальна не только для руководителей образовательных учреждений, но во многом и для родителей. В процессе приобретения школьной мебели необходимо учесть множество разных мелочей, ведь от качества школьных столов и стульев напрямую зависит здоровье наших детей. Поэтому взрослые должны с повышенным вниманием отнестись к качеству приобретаемой мебели. А для этого необходимо знать ее конструктивные особенности, требования, которые предъявляются к данному виду мебели.

Что же Вам нужно знать о школьной мебели? Мы поможем Вам ответить на этот вопрос и сделать правильный выбор при покупке.

В настоящее время основным нормативным документом, в котором регламентированы требования к учебной мебели, является пересмотренный и обновленный ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия», вступивший в силу 01.07.2003 г. Типы и функциональные размеры учебной мебели, требования к ней также определены в ГОСТах, приведенных ниже в Таблице 1.

Таблица 1. ГОСТы типов, функциональных размеров и требований к учебной мебели

ГОСТ

Описание

ГОСТ 5994 — 93

Парты.

ГОСТ 18607 — 93

Столы демонстрационные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18313 — 93

Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 22361 — 95

Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20064 — 86

Доски классные. Общие технические требования.

ГОСТ 22359 — 95

Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18666 — 95

Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 22360 — 95

Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 20902 — 95

Столы обеденные школьные. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 19550 — 93

Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 19549 — 93

Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 18314 — 93

Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры.

ГОСТ 23381 — 83

Стулья ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

ГОСТ 23380 — 83

Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.

ГОСТ 11016 — 93

Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.

ГОСТ 11015 — 93

Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

В данных документах отражены следующие предъявляемые к учебной мебели критерии и требования:

  • педагогические;
  • производственно-экономические;
  • эргономические;
  • санитарно-гигиенические;
  • архитектурно-художественные.

1.Сроки эксплуатации школьной мебели.

Функциональные и качественные характеристики учебной мебели, отвечающей всем перечисленным выше требованиям, должны гарантированно сохраняться в течение длительного срока ее эксплуатации. В зависимости от этого могут быть заранее запланированы сроки обновления мебельного фонда, распределены средства, предназначенные для этого.

Сроки эксплуатации качественных стульев и столов:

Таблица 2. Срок эксплуатации школьной мебели

Вид мебели

Срок эксплуатации

Стол ученический

не менее 10 лет

Стул ученический

до 5 лет

2. Дифференциация школьной мебели по ростовым группам

Во время занятий в школе организм ученика испытывает постоянную статическую нагрузку из-за вынужденного сохранения рабочей позы в течение длительного времени. В том случае, если мебель имеет неправильное устройство, ее размеры не соответствуют пропорциям тела и росту учащихся, создаются условия, способствующие развитию и прогрессированию близорукости, нарушению осанки.

Следовательно, для правильной комплектации школ мебелью важно наличие необходимых комплектов мебели для учеников в соответствии с их фактическим распределением по ростовым группам. Особенно это важно в начальной школе. Выполнение этого требования может быть обеспечено путем приобретения регулируемой по высоте мебели или мебели, рассчитанной на разные ростовые группы.

Специальными антропометрическими исследованиями было установлено, что средние величины ряда параметров тела, на основании которых нормируются основные размеры ученической мебели, а также их соотношения, существенно не различаются при колебаниях роста детей и подростков в пределах пятнадцати сантиметров. Поэтому для школьников была принята ростовая шкала, интервал которой составляет 15 см.

В соответствии с ней ГОСТами 11015-71 «Столы ученические» и 11016-71 «Стулья ученические» предусматривается изготовление мебели пяти групп: А, Б, В, Г и Д (см. таблицу 3). Распределение школьников по группам роста и изготовление мебели с определенными параметрами для каждой группы дают возможность обеспечить удобные рабочие места для большинства (82-86%) школьников.

Таблица 3. Размеры ученических столов и стульев.

Группа мебели

Группа роста, см.

Высота заднего края крышки стола над полом, см.

Высота переднего края сидения над полом, см.

2

113-127

52,0

32,0

3

128-142

58,0

35,0

4

143-157

64,0

38,0

5

158-172

70,0

42,0

6

свыше 173

76,0

46,0

Отдельно следует сказать о мебели с регулируемой высотой. Цена такой мебели немного выше обычной, однако в будущем приобретение регулируемых стульев и столов позволит избежать дополнительных затрат, ведь Вам не придется покупать запасную мебель для групп детей разного роста.

3. Эргономические и гигиенические особенности школьной мебели.

Главная цель «правильной» школьной мебели – обеспечить эффективность, безопасность и комфортность образовательного процесса, то есть создать такие условия обучения, которые будут способствовать сохранению здоровья ребенка, снижению утомляемости. Поэтому к любой школьной мебели предъявляется требование соответствия санитарно-гигиеническим нормам, направленным на обеспечение правильного физического развития, длительной работоспособности, профилактики нарушений зрения и осанки у школьников.

К внешнему виду школьной мебели, материалам, используемым при ее изготовлении, а также размерам и соотношению основных частей столов и стульев предъявляется ряд требований.

Размер и соотношение основных частей стола и стула (парты) для ученика определяются на основании данных, полученных в ходе специальных антропометрических исследований. В качестве ведущей величины для определения высоты стула или скамьи принята средняя длина голени со стопой; для расчета глубины сидения используется неполная средняя величина длины бедра школьников.

Глубина сидения в пределах от ⅔ до ¾ длины бедра, а также профиль сидения, соответствующий форме ягодиц и бедра, обеспечивают достаточную площадь опоры, а значит, устойчивую и менее утомительную посадку учащихся. Каждая скамья(стул) обязательно должна иметь профилированную спинку, используемую школьниками в качестве дополнительной опоры. Табуреты и другая мебель без спинки запрещены к использованию в классах.

Обязательным для школьной мебели является правильное соотношение крышки стола и скамьи (стула) со спинкой. Соотношения эти определяются величинами дифференции – дистанции сидения и дистанции спинки.

Дифференция – расстояние между сидением и задним краем стола (по вертикали) – равна разности между высотой сиденья и локтем руки сидящего школьника, опущенной свободно, с прибавлением 5,0 – 6,0 см. При заниженной или завышенной дифференции школьник вынужден поднимать во время письма правое плечо. Это, в свою очередь, приводит к асимметрии тела, искривлению позвоночника, недопустимому увеличению или сокращению расстояния между глазами и книгой (тетрадью).

Дистанция спинки – расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула (скамьи) оптимально, если оно больше передне-заднего диаметра туловища школьника не более чем на 5 см. Завышенная дистанция спинки лишает школьника возможности использования спинки стула (скамьи) в качестве дополнительной опоры; центр тяжести туловища школьника оказывается смещен вперед относительно точки опоры. Недостаточная дистанция спинки приводит к тому, что школьник оказывается «зажат» между спинкой скамьи и крышкой парты. Из-за неудобной рабочей позы увеличивается статическая нагрузка, падает работоспособность, прогрессирует утомление.

Дистанция сидения (скамьи) – расстояние между краем крышки стола и краем сидения (по горизонтали) – обязательно должна быть отрицательной (в пределах от 4 до 8 см). Нулевая и особенно положительная дистанция приводит к тому, что школьник вынужден тянуться вперед, чтобы правильно разместить предплечье на столе; такие условия делают неудобной рабочую позу, усугубляя статическую нагрузку и форсируя утомление.

Помимо конструкции, немалую роль играет цвет ученической мебели. Он влияет как на выполнение зрительных функций, так и на работоспособность, возможность эффективно воспринимать информацию в течение долгого времени.

Светлая мебель (отделка с сохранением текстуры) при одинаковой окраске стен и ориентации окон, в одно и то же время дня повышает освещенность в классе на 20% по сравнению с партами (столами), крышка которых окрашена в черный, а основание – в коричневый цвет. Светло-зеленая и светло-коричневая окраска крышки парты (стола) и белое основание увеличивают среднюю освещенность классной доски на 15%, а рабочих мест – на 6,5%.

Окрашивание школьной мебели в белый цвет запрещено, т.к. из-за этого резко повышается яркость, что отрицательно воздействует на зрение школьников.

Обязательна матовая поверхность школьной мебели: блестящая поверхность шкафов, столов и др. оборудования утомляет, оказывая слепящее действие; резко (на 12-18%) снижаются зрительные функции: острота зрения, устойчивость ясного видения, быстрота различения.

4. Материалы, используемые для производства школьной мебели

Знание того, из каких материалов изготовлена школьная мебель, очень важно. В первую очередь материалы должны быть разрешены к использованию органами санитарно-эпидемиологической службы, устойчивы к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих средств, а также должны обладать низкой (не более 0,46 Вт) теплопроводностью.

Ученические столы и корпусная мебель изготавливаются из ДСП с классом эмиссии E1 (класс эмиссии показывает, какое количество свободного формальдегида содержится в 100 граммах полностью сухой плиты; обозначение Е1 соответствует содержанию до 10 мг). Торцевая часть столов для школьников обрабатывается ПВХ кромкой в целях обеспечения длительной их эксплуатации. Обычная мебельная (бумажная, меламиновая) кромка, применяемая для обработки торца столешниц, как правило, в первые несколько месяцев эксплуатации повреждается.

Для спинки и сиденья стула обязательно наличие физиологических изгибов и углов наклона, величина которых определяется ГОСТом. Обуславливается данное требование не только удобством эксплуатации стула, предназначенного для школьника, но и соображениями безопасности. Отсутствие загиба переднего края сиденья может привести к нарушениям в кровоснабжении ног ребенка, а неправильный наклон и изгиб спинки – негативно повлиять на положение спины. Следовательно, применение плоской фанеры и ДСП для изготовления деталей школьных стульев недопустимо.

Металлический каркас мебели для защиты от коррозии окрашивается порошковыми полимерными красками. Они имеют большую износо- и ударопрочность, чем обычные эмали, и позволяют школьной мебели долгие годы сохранять внешний вид. Хорошо, если сиденье и спинка крепятся к каркасу ученического стула при помощи заклепок. Эта на первый взгляд незначительная деталь станет хорошей заменой разбалтывающимся и откручивающимся гайкам, а значит, избавит многих родителей от необходимости постоянно посещать школу, чтобы отремонтировать школьную мебель.

Следует помнить и о том, что школьная мебель может использоваться ребенком не по прямому назначению (даже среди взрослых это не такое уж редкое явление), что может привести к получению травмы. К примеру, наверняка Вы или Ваш ребенок часто вставали ногами на стул. Однако формально стул не предназначен для этого, а значит, за травму, полученную в результате падения, производитель никакой ответственности не несет.

Следовательно, школьная мебель должна быть прочной. Обеспечивает эту характеристику металлокаркас школьной мебели, изготовленный из стальной трубы, имеющей квадратный и прямоугольный профиль, который гораздо крепче модного круглого профиля.

5. Травмобезопасность

Помимо гигиенических, одно из главных требований к качественной школьной мебели – травмобезопасность.

Достигается она за счет следующих основных производственных решений, на которые в первую очередь нужно обращать внимание при выборе мебели:

  • углы столешниц у всех типов столов должны быть закруглены;
  • в окантовке столешниц должна применяться противоударная кромка;
  • для каркаса стола должен использоваться круглый профиль труб;
  • столы и шкафы должны иметь механизм регулировки опор по неровности пола;
  • конструкция стола и стула должна отличаться повышенной устойчивостью.

Все элементы конструкции, создающие опасность ушибов, ущемлений, других травм – острые грани и углы, механизмы или зажимы, откидные сидения – в школьной мебели должны быть исключены.

6. Специализированная мебель

Специальные кабинеты, использующиеся для занятий химией, физикой, биологией, лингафонные и компьютерные классы должны быть оснащены специализированной мебелью. Особое внимание здесь следует обратить на соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил технической безопасности. Так, для обработки поверхности лабораторных и демонстрационных столов должны быть использованы специальные составы, стойкие к действию агрессивных сред. Мебель для компьютерных классов обязательно должна скрывать системный блок.

7. Сборка и ремонт изделия

Чаще всего учебная мебель поставляется в разобранном виде для удобства транспортировки. Однако именно сборка мебели является одним из важных этапов производственно-технологического цикла. Во многом от качества выполнения этой операции зависит долговечность изделия. Желательно, чтобы сборка изделия производилась специалистами. Ремонт школьной мебели (в случае его необходимости) также должен выполняться специалистами с сохранением всех заложенных предприятием-изготовителем при производстве качеств изделия.

Таким образом, для обеспечения безопасности учащихся, правильного развития и радости обучения, к выбору и покупке школьной мебели следует подойти с максимальной ответственностью и сделать последовательный, обдуманный выбор.

Компания «РТ-Мебель» позаботилась и о высоком качестве, и о надежности. Наши парты и стулья обладают хорошими антивандальными свойствами (используются легкие, но в то же время крепкие металлические каркасы). Ведь о такой защите не стоит никогда забывать, всегда и во все времена были ученики, которые разными способами хотели сорвать весь учебный процесс. Кроме того, на весь школьный инвентарь производитель дает гарантию.

← Вернуться к списку